

Одним из самых трогательных и значимых праздников в церковном календаре является Введение во храм Пресвятой Богородицы. Это событие, о котором молчат канонические Евангелия, но которое Церковь бережно сохранила в своем Священном Предании, открывает нам одну из ключевых страниц истории спасения человечества.
История праздника начинается с веры и долгожданного чуда. Праведные супруги Иоаким и Анна, дожив до преклонных лет, не имели детей. В своей скорби они дали обет: если Господь пошлет им ребенка, они посвятят его Богу. Молитва была услышана, и у супругов родилась дочь, названная Марией, что означает «госпожа» или «надежда». Ей было суждено стать Госпожой и Надеждой для всех верующих.
Исполняя свой обет, когда Марии исполнилось три года, родители привели ее к стенам Иерусалимского храма. Предание рассказывает, что её торжественно встречали девы с зажженными светильниками. Самым удивительным стало то, что трехлетняя Мария без посторонней помощи взошла по всем пятнадцати высоким ступеням храма, что символизировало Ее особое избранничество.
Навстречу девочке вышел сам первосвященник Захария – будущий отец Иоанна Крестителя. И здесь произошло невероятное, чего не знала вся предыдущая история иудейского народа: по особому внушению Божию, первосвященник ввел Марию во Святая святых – самое сокровенное место храма, куда разрешалось входить лишь ему одному, и то раз в году.
Этот смелый поступок был пророческим действием. Юная Мария была допущена туда не как обычный человек, а как будущий Матерь Спасителя, как живой Ковчег Завета, который должен был вместить в себя Бога. Богослужебные тексты сравнивают Ее с «одушевленным кивотом Божиим».
С этого дня Мария осталась жить и служить при храме. Здесь Она изучала Священное Писание, училась рукоделию и пребывала в молитве, готовя Себя к великой миссии. Прожив в храме до 12 лет, Она дала обет хранить девство, и для Нее был найден покровитель – престарелый праведный Иосиф, ставший её обручником.
Исторически праздник Введения начал формироваться в Византии. Исследователи связывают его появление с императором Юстинианом I, который в VI веке построил на развалинах Иерусалимского храма церковь в честь Богородицы. Широкое празднование распространилось с IX века, а в число главных двунадесятых праздников Введение окончательно вошло после XIV века.
Иерусалимский храм, куда ввели маленькую Марию, сам по себе является местом, где встречаются эпохи. Он был возведен на горе Мориа – той самой, где Авраам проявил готовность принести в жертву сына своего Исаака. Это место, названное Авраамом «Иегова ире» – «Господь усмотрит», стало точкой, где Бог действительно «усмотрел» жертву для спасения мира.
«Введение Богородицы во храм – это не просто воспоминание о событии из детства. Это праздник, который символизирует конец Ветхого Завета и приготовление к Новому. Через свою Пречистую Матерь человечество сделало первый шаг навстречу Христу, став тем самым новым, одушевленным Храмом, способным принять Бога», – заключили в пресс-службе Белгородской митрополии.












