Екатерина Махнёва является учителем русского языка и литературы, классным руководителем восьмого класса Засосенской средней школы. Школы, которая стала вторым домом за 11 лет интересной насыщенной жизни. Потом было прощание. А полтора года назад молодой специалист после окончания Белгородского госуниверситета возвратилась в родные пенаты. Мы попросили её поделиться впечатлениями, опытом взаимоотношений с коллегами и детьми.
— Екатерина Сергеевна, чем был вызван выбор профессии учителя и когда он был принят?
— Я хотела связать свою жизнь с творчеством! Поэзия, выступления, мероприятия – именно это меня всегда вдохновляло и придавало сил. Но благополучная жизнь просит устойчивости, основательности… Поэтому профессия должна была сочетать всё и сразу: и творчество, и стабильность. И педагогика в этом плане – клад! Довольна ли я своим выбором? Безусловно! И ни разу об этом не пожалела!
— Возвращение в родную школу вызвало больше радости или волнения, тревоги?
— Радости! Предвкушения! Я возвращалась домой. Конечно, присутствовало волнение, я думала о том, как у нас будут складываться отношения с детьми, ведь некоторые меня помнили еще ученицей. Но ребята у нас вежливые и воспитанные, поэтому, как только я увидела своих учеников, поняла – всё будет хорошо.
— По‑видимому, пришлось столкнуться с трудностями? Как их удаётся преодолевать?
— Каждый человек, делающий первые шаги в своей профессии, испытывает определённые трудности. Всё кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Становление учителя, на мой взгляд, происходит гораздо труднее, чем специалиста любой другой сферы. Для успешного закрепления статуса и развития ему недостаточно иметь багаж знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении. Здесь огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог, я считаю, должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и актёром в одном лице, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя, пробудить интерес к предмету, который преподаёшь. Учителем невозможно «стать», им нужно «быть», тогда и реализовывать себя будет гораздо проще. И ещё я считаю, что, обучая, нужно учиться, ведь учитель сам должен быть тем, кем он хочет видеть своего ученика. У меня есть пять заповедей: не стесняться спрашивать у коллег, не применять все новые методики сразу, не мешать детям проявлять самостоятельность, не бояться чужих оценок и не ставить крест на сложных учениках.
— Дети изменились за пять лет вашего отсутствия в школе?
— Вчерашние выпускники педвузов хорошо знают, что перед учебным годом волнуются не только дети. И я с трепетом входила в класс, где меня ждали 14 пар глаз. Современные дети другие. Они более свободные, раскрепощённые. Общаются с позиции взрослого человека, охотно идут на контакт. У них другой темп жизни. Да, мне нравятся современные школьники! С ними интересно работать. Мы учимся друг у друга.
— Назовите, пожалуйста, наиболее важные события, произошедшие за полтора года работы на ниве просвещения.
— Одним из значимых, по моему мнению, стало моё участие в муниципальном этапе конкурса «Учитель года» в номинации «Педагогический дебют», по итогам которого я признана победителем. Это был достаточно взвешенный и ответственный шаг с моей стороны.
— Екатерина Сергеевна, кроме подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям остаётся хоть немного свободного времени, и как вы им распоряжаетесь?
— Школа занимает невероятно много времени в жизни педагога, поэтому выходные стараюсь посвящать семье и себе. В будние дни (если получается) читаю. Чтение меня успокаивает и здорово помогает отвлечься.
— Если мне не изменяет память, во время учёбы в школе вы писали стихи?
— Да, и в студенчестве с этим увлечением не порывала, своими творческими достижениями активно делилась на различных площадках. Сейчас пишу, но гораздо реже.
— Несколько слов о планах, желаниях.
— Для меня большое удовольствие – каждый день смотреть в пытливые глаза детей, жадных до знаний. Для того, чтобы быть для своих учеников хорошим примером, продолжу самовоспитание по выработке спокойствия, доброты, самоуверенности. Я постоянно учусь у опытных коллег, которые всегда приходят на помощь. Каждый день мы – и дети, и учителя – развиваемся и верим в лучшее. Хочется, чтобы наступивший год прибавил бодрости духу, мудрости – решениям, смелости – поступкам. Чтобы было больше позитива, успехов, счастливых мгновений.