Педагог – творческая профессия. А как иначе? Ведь нужно постоянно идти в ногу со временем. Освоение инновационных технологий обучения, грамотная организация урока, рациональный подход к воспитательному процессу… Это всё, конечно, очень важно. Но главная задача любого педагога – вырастить человека, сформировать личность.
Громкие слова, скажете вы. Возможно. Но вдумайтесь. Мы приходим в школу несмышлёными птенчиками, ничего не знающими о жизни, беззаботно плывущими по течению. А через 9 или 11 лет выходим из стен храма науки уже почти взрослыми: самостоятельно думающими, принимающими решения, умеющими строить взаимоотношения в обществе. И этот естественный процесс взросления изо дня в день сопровождают учителя, незаметно направляющие нас в нужную сторону, ненавязчиво подталкивающие к освоению нового.
Чтобы быть настоящим педагогом, нужно очень любить свою работу. Так считает Диана Серенко, учитель русского языка и литературы Засосенской средней школы, эксперт муниципальной комиссии по оцениванию итогового собеседования в 9 классе, председатель жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, эксперт на региональном уровне по оцениванию сочинений ЕГЭ. А с этого учебного года – ещё и заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В Засосенской школе Диана Серенко работает вот уже 21 год – с тех пор, как по окончании Белгородского госуниверситета получила высшее образование по специальности учитель русского языка, литературы и английского языка. За это время её копилка наград пополнилась многочисленными дипломами и грамотами районного, областного уровней, а воспитанники не раз становились победителями и призёрами муниципальных и региональных олимпиад, конкурсов сочинений, выразительного чтения, исследовательских работ.
— Диана Симоновна, как вы пришли в профессию? Когда возникло желание стать учителем?
— О педагогическом поприще мечтала с седьмого класса. По окончании школы пробовала поступить в Харьковский институт, но с первого раза не удалось. По совету родителей пошла учиться в автодорожный университет на экономический факультет. Быстро поняла, что экономика – это не моё, и попробовала свои силы ещё раз, но уже в Белгороде.
— Кто был наставником в начале трудового пути? Какие советы давали опытные педагоги?
— На работу меня принимала тогдашний директор школы Валентина Кочергина. Именно она потом всегда поддерживала, направляла, говорила, что нужно не бояться и идти вперёд.
— На какие принципы опираетесь в педагогической деятельности? Каких правил придерживаетесь?
— Я считаю, что каждый ученик должен иметь равные возможности для освоения знаний. Потому у меня никогда не бывает «любимчиков». Добиваюсь, чтобы все дети: и отличники, и те, кто слабо успевает, – осваивали, пусть и в разной степени, учебную программу, чего‑то обязательно достигали.
— Как проходит обычный рабочий день?
— Мой рабочий день начинается в 7:15 утра. В это время я уже в школе. И понеслось: уроки, бумаги, работа с коллегами…
— Всё чаще мы слышим, что современные дети очень отличаются от тех, кто учился в школе пять-десять лет назад. Действительно ли это так?
— Считаю, что да, это правда. Именно поэтому мы не должны им что‑то навязывать. Нужно искать то, что им интересно, и преломлять свой предмет в современное русло.
— Одним из главных качеств хорошего педагога считается умение заинтересовать школьника предметом. Как вы справляетесь с этим? Поделитесь своими секретами.
— Стараюсь заинтересовать чтением современных книг. Например, так: начинаю рассказывать и на пике останавливаюсь. Естественно, им хочется узнать, что дальше, берут и читают. Не все, конечно, но читают. Ещё мы часто смотрим фильмы и сравниваем с книгами (в этом случае тоже приходится читать), обсуждаем.
— Были ли в педагогической деятельности смешные или курьёзные ситуации, которые запомнились на всю жизнь?
— Насчёт смешных или курьёзных не скажу. Но, когда была воспитателем кадетского класса (выпуск 2010 года), ездила с детьми везде. На слётах мы жили по неделе в палатках. И это была серьёзная школа и для меня, и для детей. Мы смогли сплотиться, научились поддерживать друг друга. У нас была дружная команда, за что благодарна своим ученикам и по сей день.
— Чем привлекает работа учителя?
— Возможностью увидеть результаты своего труда.
— Какими качествами нужно обладать, чтобы заниматься таким важным ремеслом?
— Нужно очень любить свою работу, только так можно продержаться в современной школе.
— Что пожелаете начинающим педагогам?
— Никогда не сдаваться, идти вперёд, не отчаиваться, если что‑то не получается.