«Уважаемая редакция, по сложившимся семейным обстоятельствам, я была вынуждена отказаться от приобретённой мною турпутёвки. Хотелось бы узнать по каким конкретно обстоятельствам, предусмотренным в законе, я могу отказаться от тура?»
Елена Демидова, г. Бирюч.
«Все вопросы относительно отказа от поездки и возврата денег за несостоявшееся турне регулируются тремя нормами: ст. 782 Гражданского кодекса РФ; ст. 32 Закона «О защите прав потребителей»; ст. 10 Федерального Закона №132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». В соответствии с ними человек, заплативший туристическому агентству за поездку, может в любой момент отказаться от путёвки и вернуть за неё деньги.
Законными причинами для отказа от тура являются: ухудшение условий в месте пребывания (например, это может быть война в той стране, куда вы отправляетесь, стихийное бедствие, гражданские беспорядки, смена туристической политики другого государства), рост цен на рынке пассажирских перевозок, который невозможно было предсказать (иногда из‑за скачков на фондовых рынках авиакомпании существенно увеличивают стоимость билетов), решение туроператора перенести сроки вашей поездки в одностороннем порядке и без согласования, форс-мажорные обстоятельства, которые не зависят от туриста (болезнь, госпитализация, отказ в выдаче визы, изменение туристической политики РФ).
Законным основанием для возврата денег за турне могут стать: заявление Министерства иностранных дел РФ с рекомендациями воздержаться от поездок в ту или иную страну. Информация Ростуризма об угрозах безопасности отдыхающих в данном регионе».
«На какую сумму возврата денежных средств, я могу рассчитывать, в случае отказа от туристической путёвки?»
Елена Демидова, г. Бирюч.
«По закону (да и в договорах с турфирмами обычно прописывается соответствующий пункт) вы можете вернуть деньги за вычетом расходов, которые уже понёс турагент (например, забронировал отель). Разберёмся с данной ситуацией более детально.
Законом установлено, что при наступлении обстоятельств, создающих угрозу отдыху, еще не выехавшему в проблемный регион туристу возвращается полная стоимость туристического продукта. Если поездка уже началась, то туроператор обязан вернуть сумму, пропорциональную стоимости не оказанных клиенту услуг.
Согласно Воздушному кодексу РФ гражданин может вернуть всю стоимость билета на самолет, если совершает отказ более чем за 24 часа до отправки. Как уже говорилось выше, человек может заболеть до поездки, у него может резко ухудшиться финансовое положение. При отказе от путёвки в таком случае вам должны вернуть деньги за вычетом фактически понесённых турфирмой расходов – бронирование отеля с безвозвратным залогом, оплаченная страховка и т. д.
Однако туроператоры идут на всевозможные хитрости, чтобы потерять как можно меньше прибыли. Наиболее распространённые уловки туристических фирм: турагент всячески скрывает траты на вашу поездку и не предоставляет документы, подтверждающие расходы. Фактически это мошенничество, так что можно пригрозить сотрудникам фирмы уголовной ответственностью. При подсчёте суммы, которую они должны вернуть, вам обязаны предоставить платёжные квитанции, извещения, чеки – всю информацию о затратах.
Расчёты туристической компании лучше всего проверить самостоятельно. Часто бронь отеля можно отменить без потери залога, как и оплаченные дополнительные услуги: культурную программу, экскурсии и развлечения, расширенное меню в ресторане гостиницы. Большинство информации можно проверить из дома, просто связавшись с поставщиком услуг по электронной почте.
Часто в договорах туристических агентств встречается пункт, где указана дифференцированная система возврата средств, зависящая от того, за сколько дней до вылета вы отказались от поездки. Например, если вы подали заявление на отказ за неделю и менее, то теряете 100% денег. Если в период 7–14 дней – 50% и т. д. Подобные условия противоречат российскому законодательству. Поэтому подписывать такой договор не стоит – либо добивайтесь отмены такого пункта, либо найдите более законопослушного оператора».
«С чего нужно начинать процедуру возврата денег за неиспользованную путёвку, и в течение какого времени мне должны их вернуть?»
Елена Демидова, г. Бирюч.
«Чтобы вернуть деньги за тур, необходимо обратиться в офис туроператора и написать заявление о расторжении договора. Независимо от причин, отказ от тура оформляется именно таким способом. В заявлении вы указываете причину, по которой отказываетесь от поездки (если она личная, просто напишите обтекаемо; если связана с форс-мажорными обстоятельствами, дайте дополнительно ссылку на федеральный закон и информацию МИДа или Ростуризма).
Иногда туроператор может самостоятельно отменить чартерный рейс, не предложив своим клиентам альтернативного варианта отдыха и не вернув деньги. Такая ситуация становится веским поводом как минимум для претензий и жалоб в Роспотребнадзор и Ростуризм. Можно также обратиться с исковым заявлением в суд, и попытаться взыскать с недобросовестной туристической компании не только стоимость путёвки, но и моральный ущерб.
Для турфирм затягивание срока выплаты денег за путёвку является обычной практикой. Сотрудники будут вас уверять, что это дело трудоёмкое и долгое. Однако, закон «О защите прав потребителей» чётко даёт понять, что на возврат средств за тур отводится десятидневный срок. За каждый день просрочки вы вправе требовать неустойку в размере 3% от суммы договора, а также отстаивать свои интересы в суде».