

Самое видное место в моей домашней библиотеке занимают две книги Бориса Фурсина, которым нет цены. Это настоящие энциклопедии Бирюча. Фактически в них изложена вся его история, начиная с незапамятных времен. А сколько исторических снимков – просто не счесть.
Обе книги прекрасно оформлены. Борис Владимирович готовил их к юбилеям города Бирюч. Как подарочные издания. И действительно, лучший подарок для его жителей вряд ли можно было придумать.
Предваряя одну из книг, Борис Владимирович написал: «Всегда со мной Бирюч родной, в моей душе, в моей судьбе, в моих воспоминаниях». И это не просто слова. Об этом можно судить хотя бы по содержанию книг. Собрать такой обширный материал, изложить его, сопроводить многочисленными снимками мог только человек, горячо влюблённый в свой край, в свой город, его улицы и площади, во всё то, что его окружало с малых лет.
Вся жизнь Бориса Владимировича связана с родным краем. Здесь он родился, пошёл в школу. После её окончания поступил в Будённовскую МТС учеником токаря. Все премудрости этого вполне сложного дела схватывал, что называется, налету, и учёбу окончил с весьма высоким разрядом. Работая рядом с таким мастером высочайшего класса, как Павел Яценко, Борис не только перенял методы его работы, но и получил моральную установку на всю последующую жизнь.
Отсюда он ушёл на военную службу. Проходил её тогда еще в братской Венгерской Народной Республике. Как её нес, говорит хотя бы тот факт, что за такой уж небольшой промежуток времени он вырос от рядового воина до гвардии старшины. За время службы получил от командования два десятка благодарностей, был удостоен знака «Отличник Советской Армии».
Уволившись в запас, по примеру сослуживцев, Борис решил посмотреть мир. Отправился на строительство Белоярской АЭС. Затем возвратился в родные края, по которым соскучился ещё за время службы в армии. Вернулся снова в коллектив Будённовской МТС, встал за токарный станок.
Не обошла его и целинная эпопея. Считалось, что это на тот момент был самый ударный трудовой фронт. От Будённовской МТС он в 1956 году был командирован на уборку урожая в Акмолинскую область Казахстана, где проявил себя с самой лучшей стороны.
Как активный и весьма дальновидный человек, решил, что полученных в школе знаний, недостаточно. Поступил в Новооскольский техникум механизации (так он тогда назывался) на заочное отделение. Получал новые, более глубокие знания, в то же время продолжал трудиться на предприятии, где был на хорошем счету. Выполнял и перевыполнял доведённые задания, участвовал в общественной жизни коллектива, занимался спортом. В составе районной футбольной команды выходил на поле, забивал мячи в ворота соперников.
Такие активные, добросовестные труженики не проходили мимо взоров высшего районного начальства. Его пригласили в районный комитет партии, предложили должность инструктора.
Райком закрепил за ним восемь партийных комитетов, семнадцать первичных и двадцать две бригадно-цеховые организации и столько же партийных групп. Иными словами, на Бориса Владимировича был возложен огромный объём работы.
Борис Фурсин, что называется, был на самом пике жизни, знал каждого человека, помогал решать стоящие перед ними задачи. Не обошли Бориса Владимировича всевозможные награды и грамоты. Указом Президиума Верховного Совета СССР в июне 1966 года он был награждён медалью «За трудовое отличие». А спустя четыре года -медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».
Однако на достигнутом Борис Владимирович не остановился. Поступил на заочное отделение в Московский институт дорожного хозяйства, а затем был назначен начальником Красногвардейского ДРСУ. А, как известно, дорожное хозяйство – самое сложное. Ремонт дорог, прокладка новых магистралей с твёрдым покрытием. Но и на этом ответственном участке Борис Владимирович успешно справлялся со своими обязанностями, пользовался уважением в возглавляемом им коллективе, проявил себя как грамотный руководитель и специалист. Потом вплоть до выхода на пенсию трудился руководителем ещё на нескольких предприятиях района.
Выйдя на заслуженный отдых, Борис Фурсин неожиданно занялся литературным творчеством. В районной газете «Знамя труда» один за другим стали появляться очерки на исторические темы. Но это для посторонних людей он занялся этим как бы неожиданно, но не для самого Фурсина. Он давно собирал материалы по истории родного края, снимки людей, давно ушедших в мир иной, но оставивших заметный след в жизни, фотографии старинных зданий и улиц. А потом также неожиданно (для многих) были изданы две книги, о которых говорилось выше. Листая их, не перестаю удивляться, сколько же сил было затрачено их автором, чтобы собрать такой богатый материал, грамотно, со знанием дела изложить его и разместить на страницах книг.
Вот как отзывается о первой книге «Город Бирюч – частица России» ветеран педагогического труда, Почётный работник общего образования Российской Федерации Николай Николаевич Зозуля, который, пожалуй, не хуже автора книги знает историю Бирюча.
«Каждая зарисовка, – пишет он, – подкупает простотой и искренностью содержания. Чувствуется авторская позиция во всём: в подборе архивного материала, статистических данных, в историческом подходе к оценке событий далёкого прошлого и сегодняшнего дня, в освещении судеб рядовых тружеников промышленного и сельскохозяйственного производства, представителей народного образования, здравоохранения, культуры, видных учёных, изобретателей, общественных деятелей – уроженцев нашего края».
Борис Владимирович в своей работе интерпретирует архивные материалы, исторические факты так, что у читателя создаётся впечатление о его личной сопричастности к повествуемым событиям. Он как бы совершает вместе с нами экскурсию по улицам и площадям родного города, поселениям Бирюченского уезда, размеры которого были весьма внушительными. Трепетно и с большой любовью ведёт рассказ о старинных зданиях, скрупулезно, в деталях излагает историю той или иной отрасли экономики, организации, учреждения. Умно и всесторонне раскрывает роль в развитии нашего края выдающихся личностей, начиная от царствующих особ династии Романовых до губернатора Белгородской области, глав Красногвардейского района и города Бирюча.
А вот несколько его строк-отзывов об этой книге, опубликованных во второй «Бирюченский край в золотых архивных россыпях России»: «Борис Владимирович показал себя не только вдумчивым исследователем, но и ярким фотохудожником, настоящим патриотом своей малой родины. Он предстает перед читателем всесторонне подготовленным экскурсоводом. Который хорошим доступным языком ведёт рассказ о далёком прошлом Бирюченского уезда, о трудовых и ратных свершениях бирюченцев, скрупулезно повествует о каждой улице родного города, о каждом доме, который сохранился до наших дней, чьи судьбы так или иначе связаны с нашим краем».
В первой книге мы узнаём, какую площадь занимал Бирюческий уезд, сколько в него входило волостей. Затем идёт подробное описание города Бирюч. Когда и как он возник, кто были первопоселенцы, чем они занимались.
Разумеется, пересказать всё содержание книг практически невозможно, да, на мой взгляд, и не нужно. Остановлюсь лишь на отдельных страницах.
Построен город Бирюч был по генеральному плану. Радиально-кольцевая застройка была предусмотрена по всем правилам классического градостроительства. Улицы спланированы так, что солнце освещает дома с утра и пополудни с разных сторон. Дальше идёт описание, когда и какие основные здания были возведены в городе, их дальнейшая судьба.
Наверняка жителей города Бирюч и его гостей привлекает здание бывшей земской управы. Ему уже более ста лет, но оно прекрасно сохранилось, так как строилось не абы как, а на века. При его возведении были использованы отдельные мотивы и элементы античной архитектуры с величественными колоннами как с наружной северо-западной стороны, так и внутри большого зала заседаний. Все помещения имеют большой внутрикомнатный объём с высокими архитектурно красивыми потолками. Кстати, это здание, в котором сейчас располагаются библиотека и школа искусств, и поныне является настоящим украшением города.
В книгах рассказывается, какие предприятия и учреждения в городе располагались и располагаются поныне. Читатель имеет возможность ознакомиться с названием улиц, которые были даны «при его рождении», а затем переименованы.
Кто сейчас скажет, как раньше называлась одна из центральных улиц Бирюча имени Ольминского? А вот заглянув на одну из страниц книги «Бирюченский край в золотых россыпях России» мы узнаем, что раньше она называлась Верхнебирючковская. Или вот Острогожская. Где она сейчас находится. Оказывается, берёт начало от самой центральной площади – Соборной и называется Карла Маркса. И вот так по каждой улице.
Соборная площадь. А ведь раньше она именовалась Базарной, затем была переименована в площадь III Интернационала, Центральную. И наконец приобрела свое историческое имя.
Не повезло, как явствует в одной из книг Бориса Фурсина, и самому городу. Первоначально он, как и сейчас, назывался Бирюч. Потом это имя не понравилось новым правителям, пришедшим к власти после так называемой Октябрьской революции, и стал он селом Будённое, затем поселком Красногвардейское.
В книгах много рассказано о людях. На одной из страниц мы узнаем, что первым учителем уездного училища города Бирюч был Василий Павленко-Богуненко.
Изложено также подробное описание бирюченских женской и мужской гимназий. На одном из снимков запечатлено празднование Первомая в райцентре (1939 год), на следующем – открытие сельскохозяйственной выставки (1954 год).
Коронование императора Николая II. Это событие хотя и происходило не в Бирюче, но было весьма знаковое. В своё время он приезжал в Белгород. Снимки его самого, императрицы Александры Фёдоровны, цесаревича Алексея и его четверых дочек-красавиц, безжалостно загубленных большевиками, украшают книгу.
Снимки храмов Российских. Подробно поведано как об судьбе самих храмов, так и людях, верой и правдой служивших в них. Особенно привлекает внимание снимок, на котором запечатлены Покровский собор, а на его фоне полуразрушенная церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Обращают внимание разделы «Райцентр в дни оккупации», «Вехи нашей жизни» – под рубрикой «Далёкое-близкое», «Дети военного времени», «Вчера, сегодня, завтра нашего края». Последний раздел в основном посвящен нашему времени, его людям.
Раздел «Предводители дворянства Бирюченского уезда 1785-1907 годов». Особенно привлекает внимание династия Шидловских, уроженцев Бирюченского уезда, верой и правдой служивших Отечеству. Иван Иванович Шидловский – полковник, приятель великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, Иван Николаевич Шидловский – поэт, философ, писатель, Михаил Владимирович Шидловский – русский промышленник. Председатель акционерного общества «Русско-Балтийский завод». В российской авиации первым получил звание генерал-майора. Участник Первой мировой войны. Награждён орденами св. Анны I степени, св. Владимира I и II степени, св. Станислава I степени и другими. Расстрелян большевиками в 1918 году. Ольга Шидловская – единственная в российской кавалерии времен Первой мировой войны женщина-гусар. За храбрость, проявленную в боях с врагами, награждена несколькими орденами и медалями.
Династия Шидловских насчитывает более десяти фамилий. Она славилась, как утверждает автор книг, не только богатством и родовитостью, но и благотворительностью, либерализмом, ее представители являлись активными общественными деятелями, преданно служили нашему Отечеству.
А как возникли на бирюченской земле такие города-крепости, как Усёрд, Верхососенск и другие, какое они имели в свое время значение? Об этом тоже можно узнать в одной из книг Бориса Фурсина.
Повторяю, что о содержании книг Бориса Фурсина в короткой газетной статье просто невозможно рассказать. Здесь изложена и далекая история нашего края, рассказано, как жили наши земляки во время фашистской оккупации, сражались с ненавистным врагом, а затем восстанавливали порушенное хозяйство. Поведано о расцвете колхозного крестьянства. Изложено и многое другое, в том числе и о нашей теперешней жизни.
Мои окна из кабинета в редакции выходили в сторону дома Бориса Фурсина. И я, как сейчас, вижу, как он идёт по тротуару неспешной походкой. Шагает широко, уверенно, несёт под мышкой чёрную папочку. Заходит в кабинет, открывает её. Этим он напоминал мою бабушку Фёклу Моисеевну. Она также приходила к нам. Показывалась из-за бугра, и мы с братом Мишей бежали её встречать. Она останавливалась, приласкав нас, запускала руку в большущий карман, привязанный спереди поверх юбки, доставала из него какие-нибудь угощения. Конфеты-подушечки, пряники, пирожки с какой-нибудь начинкой. В то голодное послевоенное время мы несказанно были рады таким угощениям. Так и Борис Владимирович, зайдя в кабинет, доставал из папки, нет не пряники или какие другие угощения, а рукописи, фотографии. Красивый чёткий почерк, на листах ни одной помарки. А это значит, что трудился над материалами скрупулезно, основательно, наверняка переписал содержимое не один раз. Все, как говорится, выверил до последней точки.
Материалы обычно сопровождал снимками. Непонятно, где он их доставал. Снимки людей, которых нет уже давно, зданий, улиц. На них словно оживала сама история.
Фурсин обычно терпеливо ждал, когда я прочту, затем спрашивал, как материал, подойдёт для газеты? Никогда не торопил с его опубликованием, терпеливо ждал.
Самого Бориса Владимировича уже несколько лет нет с нами. Прожил он жизнь достойную, ничем не омрачил её. Старался быть честным, справедливым, как можно больше сделать для людей, для жителей родного края.
Пройдут годы, десятилетия. Многое забудется. Как забылось для нас то, что происходило десять, двадцать, сто лет назад. Спасибо Борису Владимировичу, он «откопал», поднял пласт прошлых лет. Благодаря ему, мы многое узнали, чем жили и как жили наши предки. А наши потомки узнают из его книг, как жили мы. Он сделал для города Бирюч, для родного края очень много, значительно больше, чем кто-либо из нашей пишущей братии. Вот только жаль, что при его жизни не было воздано ему по заслугам. Может, не мне это решать, но я всё же скажу, что Борис Фурсин, как никто другой, был достоин того, чтобы ему было присвоено звание Почётного гражданина если не района, то хотя бы города. Более достойной кандидатуры для этого я не вижу.












