

Завершился учебный год. В настоящее время у выпускников школ района, пожалуй, самый ответственный период – сдача государственных экзаменов. На вопросы о том, как в школах нашего района ведётся профориентационная работа, организовывается целевое направление выпускников для получения востребованной на рынке труда специальности мы попросили ответить начальника управления образования администрации Красногвардейского района Евгения Чернякова.
Евгений Николаевич, думаю, всем понятно, что подходя к моменту завершения обучения в школе перед выпускником и его родителями встаёт самый насущный вопрос: кем быть?
Совершенно верно, выбор профессии – один из важнейших этапов в жизни каждого человека. От этого зависит и дальнейшая карьера, и уровень дохода и в целом общее качество жизни. Школьники особенно остро сталкиваются с этим вопросом. Сейчас полным ходом идёт процесс сдачи выпускных экзаменов, по окончании которых начинается поступление в учебные заведения. Отмечу, что правильный выбор профессии помогает избежать разочарований и ошибок в будущем. Если ребёнок с детства интересуется наукой, творчеством или техникой, важно поддержать его увлечения и направить в нужную сторону. Например, увлечённые искусством школьники могут стать успешными дизайнерами, художниками или архитекторами. Те, кто любит точные науки, способны реализовать себя в инженерных профессиях или IT-индустрии.
Удаётся ли ещё в процессе пребывания молодого человека за школьной партой выявить его предрасположенность к той или иной профессии?
Педагоги школ района активно вовлечены в работу по профориентации, организуя мероприятия, на которых обучающиеся получают информацию о существующих профессиях, требованиях к ним и перспективах развития, проводятся экскурсии на предприятия и организации района и области. В образовательные организации района приглашаются представители разных отраслей промышленности и сельского хозяйства, высших и средних профессиональных учебных заведений, тем самым создаются условия для профессионального самоопределения учащихся. В школах проводятся различные тесты и анкетирования, помогающие определить тип личности и предрасположенность к определённым видам деятельности. Организована работа социально-психологической службы для осознания ребёнком своих сильных сторон, интересов и предпочтений. В рамках внеурочной деятельности и воспитательной работы реализуется цикл профориентационных занятий «Россия – Мои горизонты». Основное их содержание – популяризация как таковой культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны, знакомство с отраслями экономики, необходимыми профессиональными навыками и качествами, с системой высшего и среднего образования. Отмечу, что данная работа даёт свои конкретные результаты. Школьники нашего района активно участвуют в реализации мероприятий Всероссийского проекта, направленного на раннюю профориентацию обучающихся «Билет в будущее». Все его участники, в созданных виртуальных личных кабинетах, получили результаты тестирования и рекомендации о профилях обучения, направлениях образования, склонностях, способностях и рекомендуемых профессиях.
За этой многогранной работой стоит труд не только педагогов, но и родителей учеников. Удаётся ли гармонизировать этот союз?
Родители играют ключевую роль в формировании профессиональных предпочтений детей. В связи с этим приведу несколько рекомендаций для мам и пап в плане подготовки ребёнка к выбору будущей профессии. По моему мнению, родителям необходимо постоянно поддерживать интересы ребёнка, проявлять внимание к его увлечениям. Очень важно, чтобы не происходил процесс навязывания собственных представлений о престижности той или иной профессии. Нужно поощрять у ребёнка стремление к самостоятельному изучению рынка труда и возможностей карьерного роста. И что самое главное вообще в процессе воспитания – это регулярное, я бы даже сказал, – постоянное общение с ребёнком о его мечтах и планах на будущее.
Есть ли в нашем районе уже конкретные примеры трудоустройства так называемых целевиков на рабочие места?
Да, таковые имеются. Для начала возьмём одну из самых животрепещущих отраслей рынка труда – здравоохранение. Сегодня губернатором нашей области Вячеславом Гладковым прилагается очень много усилий для того, чтобы решить кадровую проблему в этой отрасли.
Имена таких докторов как Дарья Трефилова, Андрей Терентьев, Елизавета Мороз уже известны жителям нашего района, обращающимся за медицинской помощью. Эти молодые врачи в своё время обучались по целевому направлению от Красногвардейской центральной районной больницы, получая узконаправленную специальность в ординатуре. Целевой договор по программе «Общая врачебная практика» заключила и Анна Александрова. А Никита Костырченко, Иван Рогов ныне завершают целевое обучение в мединституте в НИУ «БелГУ» по программе специалитета. В дальнейшем у молодых людей планы также заключить целевые договора уже в рамках подготовки ординаторов, после чего их ждёт дальнейшее трудоустройство в нашу райбольницу.
Не менее острым является кадровый вопрос и в сфере образования. На сегодняшний день восемь наших земляков получают педагогические специальности по целевому направлению. Имеются такие направления подготовки и в отрасли культуры.
Каков механизм заключения целевого направления на обучение?
В этом плане основным помощником является интернет-среда, в частности на платформе «Работа России» с этого года будут размещаться предложения о заключении договора на целевое обучение.
В них работодатели указывают информацию о вузах и специальностях, количестве целевых направлений, предлагаемой должности после выпуска, описывают меры поддержки для студентов и условия успеваемости учащихся.
Подводя итог нашей беседы, хотелось бы услышать ваше личное мнение о том, считаете ли вы в целом профориентационную работу действенной мерой решения проблемы дефицита кадров по востребованным на ранке труда специальностям?
Я глубоко убеждён в том, что благодаря активной работе по профориентации, школьники Красногвардейского района становятся более уверенными в своём будущем, делают обоснованный выбор профессии и успешно адаптируются к условиям современного рынка труда. Существуют такие примеры, когда наши выпускники находят работу сразу после окончания школы, получая профессию заочно, однако большинство из них сразу поступают в высшие и средние профессиональные учебные заведения.
Таким образом, профориентация играет важную роль в успешной социализации молодёжи и способствует формированию квалифицированных кадров для экономики Белгородской области и Красногвардейского района в частности.












