Наблюдение за качеством питания школьников было важно во все времена. Руководство образовательных учреждений в настоящее время уделяет особое внимание тому, чтобы школьники получали здоровое, сбалансированное горячее питание, способствующее восполнению энергии и физическому развитию детей, а также соответствующее всем стандартам и требованиям безопасности. Доказано, что от вкусного завтрака и полноценного обеда улучшается психологическое состояние учащихся, их успеваемость и настроение. В последнем из перечисленных факторов я убедилась, присутствуя на завтраке детей в Сорокинской средней школе.
В 9:10 утра учащиеся с первого по седьмой класс дружно прибыли в столовую. Согласно меню в этот день шеф-повар Людмила Щербакова приготовила творожную запеканку с джемом и ароматный чай, а повар Галина Рязанова разместила продукты на обеденных столах, исходя из численности учеников. Также она поставила на каждый стол тарелки с конфетами, нарезанным батоном и яблоками.
Обеденный зал здесь вмещает только 42 человека, спустя несколько минут, когда освободились столы, подтянулись старшеклассники. Кстати, посуду за собой каждый убирает сам. Глядя на пустые тарелки, я решила, что запеканка – любимое блюдо всех учащихся Сорокинской средней школы. Но, пообщавшись с первоклашками, узнала, что они предпочитают утром есть макароны с котлетой, а ученики четвёртого класса с удовольствием кушают на завтрак суп, часто берут добавку. Они считают, что именно это блюдо даёт им много энергии.
К слову, одна из учениц – Милана Попкова, призналась, что и дома, и в школе она употребляет только полезную пищу, и каждый раз с нетерпением ждёт урок «Азбука здоровья», который проводится по четвергам. В состав утреннего меню входят также молочные супы. Раз в неделю детям выдаётся пакетированное молоко. Ассортимент напитков разнообразный: чай, сок, какао.
Общее региональное меню, названное «десятидневкой» строго соблюдается в данном образовательном учреждении. На второе готовится котлета из мяса говядины, и куриное бедро, раз в неделю – плов. Гарнир чередуют из гречневой и рисовой каши, макарон и картофельного пюре. Что касается оплаты школьного питания, то завтраки для всех учеников бесплатные, обеды – уже за деньги. Детям, с предоставленной от врача справкой о том, что он нуждается в диетическом питании, повар готовит еду отдельно.
« В данный момент у нас диабетиков нет, завтракают и обедают одинаково все ученики. Хочу отметить, что работа повара в разы усложнилась. Раньше в столовой готовили сосиски, полуфабрикаты, всё жарилось с большим количеством масла. Чего скрывать, к такой еде дети привыкли дома, и школьные обеды теперь им кажутся пресными. Сейчас шеф-повар озадачен тем, чтобы, не добавляя специй, соусов и других вкусовых добавок, сделать блюдо вкусным и ароматным. Для этого во всех школах введены уроки о здоровом питании», – подчеркнула директор Сорокинской средней школы Татьяна Пчельникова.
В Верхнепокровскую среднюю школу мы подоспели к обеду. Шеф-повар Светлана Попкова встретила нас с улыбкой, слегка волнуясь. За 29 лет работы главным поваром она знает наизусть все госты и нормы, работает всегда на совесть – выполняет свою работу честно и качественно, согласно правилам СанПина.
«Профессию повара я освоила, можно сказать, от «а» до «я». Главное, с первых дней я полюбила свою работу и отдаю ей всю душу. Любое блюдо мы готовим согласно технологическим картам, соблюдаем при этом все нормы и правила. Дети благодарят нас, поваров, за обед, и особенно приятно, когда, выходя из зала, говорят: „Спасибо, всё было очень вкусно!“. Эти слова мы слышим каждый день, но для сердца – как бальзам», – поделилась шеф-повар.
Варочный зал в школьной столовой вполне просторный, везде надлежащий санитарный вид, соблюдено соседство кухонного инвентаря и других принадлежностей. Новые нержавеющие кастрюли стояли на плитах и придавали кухне особый лоск. Пароконвектоматная печь, по словам шеф-повара, заменяет сразу несколько видов кухонного оборудования, чем облегчает труд поваров и повышает производительность.
В заготовительном помещении находятся несколько холодильников, предназначенных для мясных, рыбных, молочных и других продуктов. Здесь же, рядом со столом, стоит незаменимая в работе кухни производственная овощерезка. По словам заместителя директора по воспитательной работе Ольги Алехиной, для полного счастья поварам и детям нужны новые мармиты для первых и вторых блюд. Это современное, необходимое оборудование ждут и повара, и ученики Верхнепокровской средней школы. Обеденный зал в школе большой, рассчитан на 80 человек, потому ученики обедают в одну смену и еда не успевает остывать.
Как отмечалось, с 2020 года меню во всех школах Красногвардейского района региональное, то есть, одинаковое, а вот предпочтения к блюдам у учеников – разные. В Верхнепокровской школе ребята предпочитают плов и рубленые котлеты. Осенью, так же, как и в Сорокинской школе, здесь для приготовления салатов используют свои овощи – помидоры, огурцы, капусту, зелень, а также фрукты для компота. Для этого на территории образовательных учреждений имеются парники, в которых ученики выращивают рассаду овощей.
В школах проводится родительский контроль питания по правилам, установленным Методическими рекомендациями Роспотребнадзора. Мамы и папы оценивают санитарное состояние обеденного зала, внешний вид поваров, эстетический вид блюд. Организация этого процесса также может осуществляться в форме анкетирования родителей и детей. За крайние три года замечаний по организации питания в Сорокинской и Верхнепокровской школах не выявлялось.
«Приобщить ребёнка к здоровому питанию сложно, но нужно. Ведь оно влияет не только на его гармоничное развитие, но и является необходимым условием хорошей успеваемости», – заключила беседу завуч Верхнепокровской школы Ольга Алехина.