С 2005 по 2013 год Татьяна Бондаренко являлась индивидуальным предпринимателем, занималась продажей пряжи и галантереи, одновременно работала мастером в ателье. Узнав о программе «Содействие», инициированной губернатором Вячеславом Гладковым, она обратилась в управление соцзащиты населения администрации Красногвардейского района за помощью в виде социального контракта. На заседании межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной защиты её заявка была одобрена.
Сейчас Татьяна арендовала помещение, где будет располагаться её собственная мастерская. На единовременную денежную выплату в размере 350 тыс. рублей швея приобрела оборудование, мебель, инструменты и расходные материалы. Корреспондент районной газеты побывала в новой мастерской и побеседовала с Татьяной Бондаренко.
Татьяна Дмитриевна, как давно вы начали шить?
Ну, если рассматривать это дело не как увлечение, а как профессию, то около 25 лет назад. А вообще свою первую вещь сшила в 14 лет. Бабушка по линии отца жила в деревне и всегда шила – фуфайки, блузки, юбки. Я за ней наблюдала. Однажды она куда-то ушла и её долго не было. Я полезла в шифоньер, взяла ткань и раскроила себе блузку.
Ну и как? Всё получилось?
Блузку я носила, выбрала-то я на неё самую красивую ткань. Розовая была, такая нежная, как лепесточки роз. Я ещё сделала из бордовой ткани вставку, «качельками» собрала.
То есть мастерство шитья вам прививалось ещё в детстве?
Конкретно никто со мной не занимался, я просто смотрела, как бабушка Агриппина это делает. И очень хотела шить, как она.
Потом вы где-то этому учились?
У нас в школе уроки труда были, там мы шили ночные рубашки, фартуки. После окончания школы хотела пойти учиться на швею, но отец сказал: «Женщина должна уметь, в первую очередь, готовить» и отправил меня учиться на повара. Специализацию швеи получила гораздо позже, закончив курсы в учебно-производственном комбинате. Сначала шила для себя, потом сработало сарафанное радио – стали приходить родственники, знакомые в основном с просьбой что-то подшить, ушить, вставить молнию. Но мне всё время хотелось заниматься не ремонтом, а именно пошивом одежды.
Помню своё первое, сделанное на заказ, платье. Я тогда работала в магазине тканей. Одна из покупательниц пришла приобрести ткань и рассказала, что их с мужем пригласили на свадьбу, а она не может подобрать наряд. И я предложила свою помощь. Нашли в журнале костюм, чуть переделали фасон и получилось шикарное платье.
Как вы решили заключить соцконтракт? Откуда узнали про эту меру поддержки?
Узнала совершенно случайно. Ко мне пришёл знакомый и попросил отремонтировать брюки. Когда он их показал, я не знала плакать мне или смеяться – около 20-ти лет назад, перешивая именно эти джинсы, я испортила свою машинку. Оказалось, там такое качество, что он до сих пор их носит и считает, что они приносят ему удачу. А на следующий день мне позвонила его мама, сказала, что сдаёт в аренду небольшое помещение и спросила, не хочу ли я открыть своё дело? Именно она и рассказала о соцконтракте. Я, недолго думая, решила попробовать. И тут всё закружилось как снежный ком – документы, бизнес-план, рассмотрения моего заявления. И принятие комиссией по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, положительного решения.
Вашим основным направлением работы будет ремонт одежды?
Ну, если честно, то больше мне хотелось бы заниматься пошивом. Это так интересно – создавать что-то новое, видеть радость клиентов. Но пока буду анализировать, изучать запросы населения. А вообще мечтаю о собственном салоне и изготовлении эксклюзивных вещей. Но начинать нужно с малого, под лежачий камень вода не течёт.
Где берёте идеи ваших образов?
Когда начинала шить, то, конечно же, это была легендарная «Бурда Моден». Брала оттуда выкройки, что-то переделывала, что-то совмещала. Сейчас это гораздо проще – есть Интернет. То есть я визуально могу увидеть, что хочет клиент, подсказать по качеству ткани и фасону.
Как распределили полученные денежные средства?
Кое-что из швейного оборудования у меня уже было – оверлок бытовой и прямострочная швейная машина для лёгких и средних тканей. Я её купила в 2017-м году, когда училась шить вечерние платья.
На полученные от государства на развитие предпринимательской деятельности деньги приобрела промышленный оверлок и швейную машину для тяжёлых тканей, так как очень многие обращаются за ремонтом верхней одежды, джинсовых тканей. Есть у меня опыт работы и с мехами, поэтому это оборудование прекрасно подойдёт и для укорачивания или подгонки по размеру шуб. Сейчас занимаюсь приобретением расходников , надеюсь, что в ближайшее время уже смогу работать, так сказать, в полную силу.
Справка: социальный контракт является основным способом оказания адресной помощи отдельным семьям и гражданам с 2021 года. За 2023 год в нашем районе их заключено – 141 на общую сумму 33,2 млн рублей.