Представители власти вручили жительнице города Бирюч Наталье Лисавцовой персональное письмо президента Российской Федерации Владимира Путина и памятный подарок. С самого утра 95-летняя юбилярша ждала гостей. Она сидела на большом диване в светлой просторной комнате, а рядом были разложены самые ценные для неё предметы – её награды. В этот день пенсионерку также поздравил глава администрации и городского поселения «Город Бирюч» Алексей Висторобский. Он пожелал женщине крепкого здоровья и предложил встретиться в этом же доме в честь её 100-летнего юбилея.
«Вы с честью и достоинством прошли свой большой жизненный путь, став примером для многих поколений. Смотрю на вас, на ваши медали и хочу вам низко поклониться. Меня радует то, что сейчас в вашей жизни всё хорошо: вы живёте в прекрасных условиях, вас окружают близкие люди, которые относятся к вам с заботой и любовью. Так и должно быть, вы это заслужили!»,– подчеркнула в своей поздравительной речи руководитель администрации муниципалитета района Галина Руденко.
После официальной части хозяйка дома, племянница юбилярши, Ольга Кравченко пригласила всех к столу, на котором среди красивого чайного сервиза стоял главный атрибут праздника – торт. Сидя за столом, именинница внимательно разглядывала гостей и заметила, что никто в чай не положил кусочка рафинада, который белой горкой был сложен в вазе. Наталья Сергеевна тяжело вздохнула:
«Когда я смотрю на рафинад, всегда вспоминаю 1946 год. Отец вернулся из плена и достал из кармана фронтовой фуфайки несколько прибережённых кусочков сахара. От пыли уголки рафинада были словно опалённые, но мы обрадовались гостинцам, так как очень хотелось сладкого».
Наталья Лисавцова родилась 8 ноября 1928 года в хуторе Ямки, в семье Сергея Егоровича и Ефросиньи Павловны Лисавцовых вторым ребёнком. Всего у родителей было четверо детей: два сына и две дочери. Трагическая судьба настигла девочку уже в двухлетнем возрасте. Накануне святой пасхи местная ребятня развели костёр на горе, около клуни, чтобы напечь картошки. Сильный ветер разнёс его по всему селу и в течение нескольких часов сгорели 20 домов. Огонь пробрался и к дому Лисавцовых. Глава семьи был в поле на посевной, когда ему сообщили о пожаре. Он продолжал сеять хлеб, так как строгая председатель грозилась отдать под суд, если кто покинет рабочие агрегаты. Маленького братика Натальи вместе с люлькой кто-то выбросил в окно. В доме оставалось корыто с замоченной в воде одеждой. Мать маленькой Наташи рванулось за ним, и только вытащила его во двор, как рухнул потолок.
Семью поселили в райцентре. Спустя время, отец и дед Наташи построили новый большой дом в Ямках, и они снова вернулись в родное село. В этом доме в 1933 году у родителей родился четвёртый ребёнок – дочь Валя.
22 июня 1941 года Наталья с подругами пошли в лес за травой, заодно и ягод нарвать. Возвращаясь назад, они заметили впереди мужчину, который торопливо шёл им навстречу. Мужчина громко крикнул:
«Идите, скорей домой, война началась».
Мужчина подошёл к Наташе и сказал, чтобы она поспешила, так как её отцу принесли повестку из военкомата. 13-летняя девочка бросила в сторону вязанку, ягоды и в слезах побежала домой. Около их двора толпились соседские женщины с узелками, которые предназначались солдату. Девочка бросилась в объятья к отцу и ещё сильней зарыдала… Утром следующего дня солдата провожали родные до райцентра.
Около военкомата стояли привязанные к столбам лошади с подводами, везде толпились люди. Наташа постоянно искала глазами своего отца. Она только здесь поняла, как сильно любит его.
«Я провожала папу до села Котлярова. Их вели на станцию Бирюч, к поездам. Дальше нам не разрешил идти их командир. У меня перед глазами до сих пор та картина, где военный комиссар отрывал рыдающих детей, вцепившихся в одежду отцов», – поделилась воспоминаниями собеседница.
Наталья Сергеевна с тревогой в глазах вспоминала и годы оккупации, когда полицай выселил их семью в подвал, а в доме поселил немцев. В подвале они спали на соломе, и когда утром босые, с остями ржи на голове дети выходили во двор, немцы нагло над ними смеялись. Через некоторое время их приютит пожилая женщина, мать Бориса Медкова. Эта добрая женщина вместе со своей семьёй и детьми Лисавцовых запечатлена на фотографии, которую Наталья Сергеевна хранит, как икону.
В селе Ямки, на горе, стоял амбар с колоколом, звон которого созывал утром колхозников на работу. 9 мая 1945 года колокол снова собрал людей. Бригадир Яков Степанович объявил, что война закончилась. Люди начали ликовать, друг друга обнимать, целовать, а те, у кого погибли воины – плакать.
Отец Натальи вернулся с войны домой в 1946 году. Он находился в плену у немцев два года. О своих тяжких днях Сергей Егорович не хотел делиться.
С юных лет и до самой пенсии Наталья Лисавцова работала в колхозе Память Ленина, который позже стал называться Память Кирова, звеньевой у свекловичниц. За многолетний и добросовестный труд, ответственное отношение к выполнению своих обязанностей она неоднократно награждалась медалями. Замужем не была, жила с родителями. Детей своих у неё нет, но их ей заменили родные племянники, а их шестеро, а также семеро внуков и шестеро правнуков. Им она посвятила всю свою долгую жизнь. В хозяйстве Натальи Сергеевны всегда было много птицы, из пуха которой она делала подушки в приданное четырём племянницам. Много лет женщина держала корову. Она кормила молоком три поколения родственников, которых с каждым годом становилось всё больше.
В настоящее время заботу и внимание любимой бабушке дарят внуки и правнуки. В 2008 году крестница Ольга Кравченко пригласила 80-летнюю крёстную жить к себе. Уже 15 лет Наталья Сергеевна обитает в Бирюче, в тепле и заботе. Не реже одного раза в месяц племянница возит её в Ямки к подругам и родственникам. Именинница хвалилась, что на день рождения приедут все обожаемые ею родные люди, даже маленькая правнучка Ангелина, которой нет ещё двух годиков. А 12-летний правнук Коля, утром, перед школой, занёс ей букет цветов. Наталья Сергеевна поделилась со мной секретом: она пообещала правнуку быть самым главным гостем на его свадьбе. А, значит, ей есть к чему стремиться.