Датой официального дня рождения Единой дежурно-диспетчерской службы Красногвардейского района считается 19 сентября 2013 года. Именно тогда это подразделение начало свою работу как отдельное муниципальное казённое учреждение. И сейчас каждый житель при происшествии различных чрезвычайных ситуациях, знает, какие цифры на телефоне необходимо набрать. «112» – номер Единой дежурно-диспетчерской службы.
Марина Николаевна, как создавали ЕДДС Красногвардейского района и когда вы возглавили эту службу?
1 июля 2013 года принято постановление администрации Красногвардейского района № 63 о создании в муниципалитете Единой дежурно-диспетчерской службы. Был утверждён Устав, разработаны нормативно-правовые документы и с 19 сентября 2013 года наша служба осуществляет свою деятельность в лице муниципального казённого учреждения. Я возглавляю данное структурное подразделение с момента его основания.
Как организована работа «Службы-112» в муниципалитете?
Раньше, чтобы позвонить пожарным мы набирали 01, в полицию – 02, а в скорую помощь – 03. Теперь же звонок в любую из экстренных спецслужб и даже сразу в несколько можно совершить всего лишь набрав номер 112. Обратившийся сообщает о происшествии и диспетчер самостоятельно принимает решение, какие спецслужбы направить по данной заявке.
Система-112 обеспечивает приём вызовов по единому номеру, их обработку и передачу информации, требующей реагирования, другим диспетчерским службам. Здесь происходит формирование отчётных данных о вызовах, их обработка и хранение.
Помимо этого, все социально-значимые объекты района с массовым пребыванием людей оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации с передачей сигнала на пульт в ЕДДС. В случае его поступления по адресу объекта выезжает пожарно-спасательный дежурный караул. Система оповещения населения Красногвардейского района в случае чрезвычайной ситуации состоит из шести электросирен с ручным запуском и 12 электросирен с автоматическим запуском, автоматизированный пульт управления которыми также расположен в нашей службе.
Сколько человек трудится в настоящий момент в подразделении?
В моем подчинении находится девять диспетчеров, ежедневно на суточное дежурство заступает по два человека. Они принимают звонки от граждан и передают информацию в необходимое ведомство. Благодаря нашей системе время приёма сообщения и реагирования экстренными спецслужбами сократилось до минимума. К примеру, буквально за 60 секунд сообщение о пожаре поступает в ближайшую пожарную часть и на место происшествия выезжает машина спасателей.
Есть ли какие-то нормативы для диспетчера при приёме вызовов?
Поступающие вызовы необходимо регистрировать или направлять в службы экстренного реагирования в течение 75 секунд, что соответствует нормативным показателям Регламента и обязательным требованиям при обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112.
Сколько вызовов поступило в ЕДДС с начала 2023 года и с какими вопросами чаще всего обращаются жители?
За восемь месяцев текущего года на единый номер поступило более 20 тыс. звонков. Если брать службы экстренного реагирования, то большая часть из них была зафиксирована по линии скорой медицинской помощи. В плане служб жизнеобеспечения чаще всего звонят по поводу отсутствия электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения, неудовлетворительного состояния дорог.
Бывают ли ложные звонки и что грозит звонившему в случае телефонного хулиганства?
Да, такие звонки к нам периодически поступают. Согласно ст. 19.13 КоАП РФ, заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб влечёт наложение административного штрафа. А ложное сообщение о теракте подразумевает уголовную ответственность в соответствии со ст. 87 УК РФ, которую несут лица, достигшие возраста 14 лет.
Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать специалист «Службы-112»?
Важно отметить, что роль диспетчера в системе экстренной помощи невозможно переоценить. От его работы зависит быстрота и качество реагирования на происшествия, а, следовательно, и жизни людей.
Он должен быть стрессоустойчивым, уметь быстро принимать решения, быть внимательным к деталям, вежливым с каждым обратившимся, уметь пользоваться имеющимися техническими средствами, знать нормативные документы в области защиты населения и территорий. Именно такие специалисты работают в Единой дежурно-диспетчерской службе Красногвардейского района.
Наверняка к вам поступают звонки по вопросам не входящим в компетенцию Единой дежурно-диспетчерской службы. Что бы вы в завершение нашей беседы порекомендовали людям, которые звонят на номер 112?
Мы не оставляем без внимания ни одно обращение граждан. Стараемся отреагировать на каждое из них по мере наших возможностей. Если вдруг произошла экстренная ситуация, не паникуйте: наберите всего три цифры – 112, – и сотрудники экстренных служб придут на помощь. Сообщайте только необходимую информацию, о которой вас спрашивает диспетчер. Не занимайте линию не относящимися к происшествию разговорами – возможно в этот момент сюда звонит человек, также остро нуждающийся в помощи.