Речь идёт о лотке, устроенном на склоне между улицами Маркина и Пушкина в городе Бирюч. Ещё лет пятнадцать назад здесь на довольно крутом уклоне была сооружена дорожка из тротуарной плитки со ступеньками. А рядом с ней – лоток для схода талой и дождевой воды. Правда, сделано было явно неудачно. Нужно было делать его слева от дорожки (если смотреть снизу), так сказать по ходу воды. Но на этой стороне росли деревья, кустарники. Да и вплотную к дорожке в одном месте подступала довольно крутая насыпь. Чтобы сделать здесь лоток для стока воды, необходимо было провести немалый объём работы. Вот и решили делать его справа.
Должен сказать, что инициатором строительства тротуарной дорожки на этом склоне был автор этих строк. Часто приходилось наблюдать, как люди направляясь на работу, ведут детей в садик, карабкаются по склону, падают. Особенно большие неудобства испытывали в дождливую погоду, когда раскисает грунт. С этой инициативой неоднократно выступал в газете «Знамя труда». Тогдашней администрации города Бирюч доказывал, что вода не пойдет в лоток справа, а скорее всего, направится на тротуарную дорожку и приведёт её в негодность. Что и произошло. К тому же она доставляла немало хлопот жителям соседнего дома, заливая весь двор.
Прошлым летом её отремонтировали. Сделали всё добротно, качественно. Вверху дорожки положили своеобразный валик из бетона с уклоном к лотку справа. Чтобы направить в него сток воды. Но со временем это искусственное углубление заилится, и вода снова пойдет по ступенькам дорожки и опять разрушит её. Своими соображениями я поделился с главой администрации города Бирюч Алексеем Висторобским. Алексей Сергеевич выехал на место. Всё тщательно осмотрел. И согласился с моими доводами. В результате здесь была проделана немалая работа. Слева от дорожки удалены деревья, кустарники. Спланирована почва под лоток. Всё было сделано качественно. И как показали дальнейшие события, вода беспрепятственно пошла по нему, никому не причиняя неудобств.
И тут пришла беда, откуда её не ожидали: бетонный лоток облюбовали… мотоциклисты. Молодые парни начали гонять по нему. Пробовал их остановить, поговорить с ними, убедить, что делать это не следует, что лоток не предназначен для езды на мотоциклах. Но остановить их не удалось. Они лишь улыбались в ответ на мои жесты и поддавали газу.
Это и не удивительно: к великому сожалению, не та сейчас молодежь, чтобы прислушиваться к чьим-то доводам. Не вся, конечно, а незначительная её часть. Молодые люди могут не только гонять по лотку, но и по ступеням. В этой связи вспоминается такой случай. Как-то спускаюсь по ступеням от детского сада «Солнышко» и вдруг меня обгоняет молодой парень. Вы не поверите – на велосипеде. Ехал очень быстро, подпрыгивая на ступенях. И приехал. Не справился с управлением и спикировал в небольшое углубление под забор. Я его с трудом поднял. Спросил, дойдет ли он домой или вызвать «скорую»? «Дойду», – ответил он.
А давайте вспомним разрушенные бетонные ограждения возле средней школы в Бирюче, покорёженные перила на тротуарной дорожке между улицами Маркина и Ольминского, близ детского сада, сброшенный контейнер для мусора с моста на улице Маркина и многое другое. Ясно, что это было дело рук не мальчишек и не взрослых дядей. Хотя – стоп! – и некоторые взрослые дяди ушли недалеко.
Вожусь как-то во дворе и слышу, как в районе дорожки что-то грохочет. Никак кто-то по ней спускается на тракторе. Выскочил на улицу. И что же вижу? По лотку взрослый дядя, весьма внушительных размеров, весом под полтора центнера, резво спускается по лотку на тяжёлом мотоцикле без бокового прицепа. Казалось бы, не мальчишка, взрослый человек, должен понимать, что лоток под тяжестью такого веса рассыплется. Он, не останавливаясь, крикнул мне, мол, ничего ему не сделается.
Между прочим, толщина лотка всего несколько сантиметров бетона. И положен он не на твёрдое основание, а на голую почву. Все это прекрасно знают. Знают и то, что он не выдержит такого испытания, так как предназначен для стока воды, а не для езды на мотоциклах. Но, как говорится, не своё – не жалко. Рассыплется лоток, ну и ладно. Вот такая, по всему видно, тенденция у некоторых людей.