Знамя труда31

Учащиеся и выпускники Бирюченской средней школы добились успехов в науке

8 февраля 2021, 08:00Общество
Фото: pixabay.com

За последнее десятилетие более 20 человек стали победителями и призёрами областного этапа олимпиады.

Президент страны Владимир Путин объявил 2021-й год Годом науки и технологий. А это означает пристальное внимание к вопросам развития и поддержки научных исследований – главной движущей силы прогресса.

У российских учёных существует и свой профессиональный праздник, который отмечается ежегодно 8 февраля. Он был учреждён в 1999 году. Дата выбрана с учётом исторических традиций: 8 февраля (по старому стилю) 1724 года была создана Российская академия наук, на сегодняшний день являющаяся высшим научным учреждением страны.

А если задуматься, из чего же вырастают наши учёные? Какими путями приходят они в науку, совершают открытия? Пожалуй, читатель со мной согласится: все мы родом из детства. И будущих биологов, физиков, астрономов, филологов, историков (список можно дополнять бесконечно) воспитывает школа. Именно она становится отправной точкой на жизненном пути каждого из нас. Именно в школьные годы у ребёнка появляются интересы и предпочтения, которые он развивает и дальше, приобретая в итоге профессию и бесценный опыт.

Колыбель науки

Бирюченская средняя школа. За свою полуторавековую историю она взрастила немало одарённых, талантливых людей. 87 человек окончили школу с золотой медалью, 134 – с серебряной, 35 – с медалью «За особые успехи в учении». 25 выпускников получили учёные степени и звания в области технических, химических, биологических, экономических, педагогических и других наук. Среди них Александр Веретенников, Юлия Козырева, Сергей Линков, Дмитрий Пащенко, Андрей Савченко, Евгения Сладкова, Ирина Трапезникова и многие другие.

Фото: Татьяна Краскова

За последние 12 лет 17 учащихся стали победителями и призёрами всероссийских очных конкурсов исследовательских и проектных работ. Более 20 человек вошли в число лидеров областного тура всероссийской олимпиады. Трое выпускников в разное время признавались победителями олимпиады на всероссийском уровне. Это Михаил Попов, Владимир Парьев (математика), Дмитрий Пащенко (биология). Среди участников заключительного этапа олимпиады в разные годы были Андрей Лопатин, Александр Енин, Екатерина Ямпольская.

И сегодня ученики Бирюченской средней школы прославляют учебное заведение. Они состоят в школьном научном обществе, разрабатывают проекты, защищают честь Красногвардейского района на областном этапе олимпиады. Не раз признавались победителями и призёрами выпускники Даниил Погорелов, Полина Роменских, нынешние школьники Анна Пашенко, Анастасия Масловская. Максим Капустин в прошлом году завоевал призовое место по экономике. Этот перечень можно продолжать ещё и ещё. Впрочем, предоставим слово самим учащимся.

От первого лица

Анна Пашенко
Фото: Жанна Тимашова

Анна Пашенко, 10а, дважды призёр областной олимпиады по литературе:

«Литература – мой самый любимый школьный предмет. Преподаёт его Елена Анатольевна Коцарева. Я очень люблю читать, особенно русскую классику. Считаю себя творческим человеком: играю на фортепиано, выступаю на сцене в жанре художественного слова. В этой сфере самым ярким своим достижением считаю победу в областном конкурсе «Живая классика» в 2019 году и участие на его всероссийском этапе в «Артеке». В будущем хотелось бы и дальше развиваться в творческом направлении, получить, например, профессию актёра или учителя русского языка и литературы».

Артём Черёмушкин
Фото: Жанна Тимашова

Артём Черёмушкин, 11б, призёр областной олимпиады по биологии:

«В этом году впервые попробовал свои силы в областной олимпиаде по биологии, в прошлом не удалось набрать нужное для участия количество баллов. Биология интересовала меня ещё с детства. Серьёзно увлекаюсь этой наукой с пятого класса, когда она оформилась в школьный предмет. Больше привлекают разделы, связанные с анатомией и физиологией человека, частично ботаника. К олимпиадам готовлюсь под руководством учителя Валентины Тихоновны Ульяненко, читаю различную учебную литературу, причём не только школьную, но и уровня высших учебных заведений, в том числе атласы. В этом году мне разрешили наблюдать в микроскоп коллекцию микропрепаратов, что тоже очень помогло. Свою взрослую жизнь планирую связать с медициной или биологией и химией – эти области тесно взаимосвязаны».

Анастасия Масловская
Фото: Жанна Тимашова

Анастасия Масловская, 10б, победитель и призёр областной олимпиады по обществознанию:

«Особое внимание к этому предмету, который преподаёт Марина Ильинична Хмелькова, я стала проявлять в шестом классе, когда поняла, что обществознание тесно соприкасается со всем тем, что происходит вокруг нас. А потому его изучение поможет в дальнейшей жизни, которую я планирую связать или с юриспруденцией, или с журналистикой. Участие в олимпиаде – хороший стимул для дальнейшего, более углублённого, изучения предмета. Я, например, ещё больше стала увлекаться обществознанием, потому что поняла, что у меня получается, что я могу добиться каких‑то результатов. В этом году в областном этапе олимпиады участвовало около 40 человек, и надо отметить, что все соперники были очень достойные. Конечно, подготовка к олимпиаде – это достаточно тяжело, потому что ты не знаешь заданий. Необходимо изучить большое количество дополнительной литературы».

Александр Гайдей
Фото: Жанна Тимашова

Александр Гайдей, 9в, победитель районной олимпиады по математике:

«Любовь к математике у меня давняя. Мне всегда легче всего давались эти уроки, начиная с самого первого класса. Сейчас их ведёт Елена Николаевна Баранцева. Особенно мне нравится заниматься алгеброй: своей точностью, конкретикой привлекают больше формулы, нежели геометрические фигуры. Смотрю на какую‑нибудь задачу – и сразу в голове будто вспыхивает лампочка, и понимаешь, как её решать. В областной олимпиаде попробовал свои силы впервые. В прошлом году на этом уровне участвовал в несколько ином состязании – олимпиаде имени Леонарда Эйлера. Также увлекаюсь творчеством, играю на аккордеоне. Наверное, помогает в этом привычка концентрироваться. В будущем собираюсь стать военным инженером».

Евгения Шарий
Фото: Жанна Тимашова

Евгения Шарий, 10а, победитель районной олимпиады по математике:

«С математикой дружу с самого детства, любовь к этой точной науке привила бабушка. Сейчас, в школе, этот предмет даётся мне легче всех остальных. Во многом помогает преподаватель Валентина Тимофеевна Олейникова, которая очень доходчиво всё объясняет, разбирает, раскладывает по полочкам. Не знаю, свяжу ли я дальнейшую жизнь с математикой. Есть много сфер деятельности, в которых я хотела бы себя попробовать, пока не определилась. Мне нравится философия, психология. Хотела бы изучить полностью некоторые иностранные языки».

Екатерина Селезнёва
Фото: Жанна Тимашова

Екатерина Селезнёва, 10а, победитель районной олимпиады по немецкому языку:

«Язык изучаю со второго класса – именно тогда он появился в школьной программе. Он нравится мне своей какой‑то строгостью, близостью некоторых грамматических категорий к родному языку. Для меня он несложный. А если возникают какие‑то трудности – с ними помогает разобраться учитель Дмитрий Васильевич Сапрунов. Думаю, изучение иностранного языка поможет мне в дальнейшем. В будущем хочу поступить учиться на экономический факультет».

«Малая Академия наук»

«Школа даёт равные шансы для развития интеллектуального и творческого потенциала каждому ребёнку. И, к счастью, среди учеников есть такие, которые проявляют свой талант и свои возможности в большей мере, чем другие. Важно помочь им найти своё место в нашем стремительном мире и вырасти в одарённых взрослых. Эта работа и ведётся в нашей школе на протяжении последних десятилетий», – отметила ответственная за научно-исследовательскую работу в Бирюченской средней школе Татьяна Синепупова.

В 2006 году по инициативе тогдашнего завуча по научно-методической работе Ирины Головиной было организовано школьное научное общество «Малая Академия наук». В разные годы его возглавляли Татьяна Ерёмина, Ирина Хмелькова, Людмила Андрейцева, Клавдия Мамонова, Татьяна Синепупова. Десятки ребят под руководством опытных педагогов включились в интересную кропотливую работу. Они проводили исследования, участвовали в первых школьных научно-практических конференциях, на которых представляли результаты своей работы.

Сейчас школьное научное общество объединяет около 30 человек. Оно работает по трём направлениям: естественнонаучному, историко-краеведческому, гуманитарному. В течение года проводятся занятия с учащимися и их руководителями, на которых они знакомятся со структурой исследовательской работы, требованиями к её оформлению, особенностями научного стиля.

«Дети учатся анализировать результаты своей деятельности, давать оценку другим, оценивать и корректировать работу, представлять результаты деятельности, оппонировать, защищать свою точку зрения. Кроме того, члены школьного научного общества являются активными пропагандистами исследовательской деятельности. Они выступают со своими работами на классных часах, в библиотеке, районном музее. Благодаря этому ряды молодых исследователей пополняются учащимися не только старших, но и младших классов», – добавила Татьяна Синепупова.

Своеобразным итогом этой большой работы можно считать дни науки и творчества, которые проводятся ежегодно в апреле. Ребята представляют результаты своих исследований, а те, кто отличился в различных областях, получают заслуженные награды.

И думается, имена учащихся и выпускников Бирюченской средней школы ещё не раз будут звучать далеко за пределами района и области. А может быть, и страны.

Авторы:Жанна Тимашова