Тяжёлые колосья склонились к земле. Волнуется, колышется под порывами ветра золотистое море пшеницы. Как подсчитать, сколько хлопотливых дней и бессонных ночей пришлось провести земледельцам сельскохозяйственного производственного кооператива «Большевик» в ожидании вот этой поры, знаменующей собой начало их главного экзамена – уборочной страды!
Как тут не понять волнения, чувства, переполняющие каждого из них! Ведь почти целый год жили они ожиданием этого момента, трудились не покладая рук, переживали за судьбу урожая, стараясь сделать всё возможное и невозможное, чтобы он был высоким.
Жатва для них – это не только упорный, самозабвенный труд от восхода до захода и даже в ночные часы. Это и праздники, когда душа переполняется рабочим азартом, готовностью приложить все усилия и старания, вовремя и до каждого зёрнышка собрать выращенный хлеб. Тут усталость и годы нипочём, и время летит быстро, незаметно.
Вот, наверное, почему опять стал за штурвал комбайна Александр Белозерских. Снова решил быть на передовой, своими руками попробовать горячий хлеб, полюбоваться сжатой его полосой. Хотя здоровье не то, что раньше. Тут ничего не попишешь.
«Впервые за штурвал комбайна я стал 25 лет назад. Работать пришлось на всех из них, которые выпускались в нашей стране, все их знаю до каждого болтика. Для меня уборка – особое торжество, к которому готовлюсь, которого жду», – рассказал Александр Белозерских.
Действительно, в СПК не найти сегодня другого комбайнёра с таким огромным стажем и опытом, как у Александра Белозерских. В его жизни было много крутых поворотов, неожиданных перемен.
В 17 лет он пришёл работать в колхоз «Большевик» помощником комбайнёра на СК-4. Наставником у вчерашнего выпускника Большебыковской средней школы стал родной дядя Николай Илларионович Капустин. Большой знаток был техники, тягу к ней привил и племяннику, который вот уже 43 года не расстаётся с ней. Заочно окончил Новооскольский сельскохозяйственный техникум. В апреле пошёл третий десяток, как Александр Белозерских является помощником начальника производственного участка по технике, а вот нынешняя жатва в его жизни является двадцать шестой. В качестве комбайнёра.
Любит он зерноуборочный комбайн. Вот и не отказал председателю колхоза, когда тот предложил ему на период уборочной страды сесть за его штурвал. Хозяйство испытывало нужду в данных специалистах. Да так и прикипел!
Пятнадцатую уборочную по совместительству проводит в кабине степного корабля, сейчас управляет «Полесьем».
Есть у Александра Белозерских «секретный» блокнот, в который он заносит самые отличительные моменты в своей трудовой биографии. И, безусловно, цифры, цифры… А цифры, как говорится, вещь упрямая, но и наводящая на кое‑что. Сбил Белозерских их в столбик, и получилось – за комбайнёрскую бытность он намолотил восемь эшелонов зерна, в каждом из которых – 60 вагонов, а в последнем – 60 тыс. добротного хлеба. Получается 28800 тонн. Вот такой жизненный «каравай» хлебороба из Большебыково.
1 июня Александру Белозерских исполнилось 60. Но выглядит он много моложе своих лет. Наверное, молодят живой взгляд его карих глаз, постоянная весёлая улыбка на лице, да несколько шутливый и откровенный разговор, который он ведёт о себе.
В СПК ценят настоящих тружеников. Сколько душевной теплоты было в голосе начальника производственного участка Ивана Коркина, когда он рассказывал о Белозерских!
«Типичный крестьянин – обветренный, загорелый, немногословный, несуетливый, всё делает уверенно, как говорится, с толком и расстановкой. Неспроста он ежегодно лидирует на жатве. Закреплённый за ним комбайн «Полесье» как электромашинка в руках хорошего парикмахера. Смотришь на него в работе, и душа радуется», – подытожил разговор Иван Коркин.
В подтверждение к сказанному, достал из папки эстафету соревнования комбайнёров, в которой отмечено, что за вчерашний день Александр Белозерских намолотил 1 тыс. 538 центнеров зерна. Больше всех!
Перед тем, как забраться в кабину, Александр Белозерских согнулся у края загонки, поднял пучок озимой пшеницы, бросил его в наклонную камеру комбайна. И я подумал: «Хлебороб – везде хлебороб». На подготовке почвы под посев, севе, обработке посевов, уборке урожая… Он не наступит на колосок, подберёт его.
Комбайн медленно тронулся в путь. Из кабины цепким взглядом Александр Белозерских следит за жаткой, на которую беспрерывным потоком ложится скошенная масса. За комбайном остаётся короткая стерня. Срез выполнен мастерски, любо смотреть. По‑иному не может работать Александр Белозерских!